пятница, 8 ноября 2013 г.

ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ: ДУША СКОБАРЯ Конструирование психологической идентичности

В этом году памятник ремесленнику был составлен из живых скульптур. Актеры составляют попеременно различные скульптурные композиции, изображающие разные стадии ковки скоб.
Знакомство с культурой человека, его желаниями и страстями, внутренним миром, душой – это интимный процесс, не каждый найдет в себе силы раскрыться перед другим.  Особенно если это суровый и деловой кузнец.
В конце сентября состоялся праздник Скобаря в городе Пскове. "Мы хотели привлечь внимание к тяжелому и древнему ремеслу скобаря", - рассказала первый заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по культуре Владислава Вишневская. "Наши скобари - умные, сильные, творческие и молодые духом" - подчеркнула Владислава. В прошлом году этот фестиваль стал дипломантом первой Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Award.
Познание души скобаря проходило в 7 этапов, где желающие могли поучаствовать в конкурсах, базирующихся на старинных действиях и практиках скобаря, получить местную валюту и поменять ее на орден. Именно из повторяющихся практик складывается самоощущение себя в профессии и в жизни.  Известно, что надо повторить действие 21 раз, чтобы оно вошло в привычку. Фестиваль проходит уже 3 раз, и видимо, те, кто постоянно приезжает сюда, уже инкорпорировали практики (то есть присвоили, записали их в тело, сделали своей привычкой). В этом году выдавали почетный орден Скобаря (такой тяжеленький, на золотой ленточке, с тисненным очаровательным коньком и надписью «истинный скобарь»).
У меня есть этот орден,  и я им очень горжусь.  Хотя раньше слово скобарь я воспринимала почти как обзывательство, мол, безкультурщина, примитив, замкнутый в себе человек. Походив по всем этапам, посмотрев, пообщавшись с людьми, я кое-что для себя открыла, а именно нежную душу сильного человека. Захотелось быть причастной к этой старинной русской культуре… 
И я вспомнила, что родители моего дедушки, Яковлева Ивана Ефимовича, 1920 года рождения,  перебрались в начале прошлого века отсюда  в Петербург, и возможно, кто-то из моих предков был скобарем…. Еще вспомнилось, что мои родственники любили полежать на гвоздях, что меня удивляло, а тут в одном из конкурсов, я обнаружила эту забаву скобарей.
По одной из версий, "скобари" - старинное прозвище ремесленников, изготовлявших скобяные изделия. Они жили в древнем Пскове и ковали высококачественные скобы, которые использовались,в том числе, и при строительстве российского флота. Позже прозвище "скобари" перешло на всех жителей или уроженцев области. По другой версии, - скобари неологизм от названия города:  «пскопские – скобские – скобари». Возможно, еще мигрантов выделяли по внешнему виду и говору. Местный диалект – переходный язык от русского к белорусскому. А внешне – мой дедушка был высокий голубоглазый блондин, - на празднике встречался такой типаж. 
Поганкины палаты — средневековое каменное жилое, складское и производственное здание, построено в 1670-е гг. Памятник истории и культуры федерального значения. Ныне одно из изданий Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. Смотрительницы музея переговаривались между собой о прошлогоднем холоде и о том, что не топили.  И опять я вспомнила о родственниках по дедушкиной линии, комнатных сибиряках, закаленных и морозоустойчивых.
На заднем плане ди-джей, на переднем – мужичок играет на батарее. Играет  рок.  Некоторые моменты показались мне чуть ли не металлом – крики «файер», например.  Сила, мощь, глубинная страсть души сурового скобаря наполняли пространство кузнечного двора.
Площадка "Позитивная механика" объединила в себе самые необычные средства передвижения: гигантский велосипед, лыжи на колесах, машина на основе бочки и т.п. Голь на выдумки хитра – пришло на ум. Это творческое и креативное сознание мне очень знакомо и умилительно до слез: мы пскопские – мы прорвемся.
Основа праздника — программа Псковского кузнечного двора — была  посвящена дамасской стали. Во дворе праздновалась свадьба скобарей и молодоженам подарили сердца из этой наикрепчайшей стали. Это не просто сплав, но специальная технология, которой исстари пользовались скобари для изготовления оружия и ювелирных изделий. Кузнечный двор с выставкой «Кузнечная механика» представлял  интерактивные работы кузнецов, с которыми можно сфотографироваться и опробовать в действии: «Скобарь-степлер» (скоба-главный символ праздника), «Самолет», «Граммофон», «Качели кузнечные» и «Верность кузнеца», а также очаровательная избушка на курьих ножках, которая несла железные яйца, если ее покрутить,  кресло-качалка, огромный пистолет и многое другое.  Я разместила некоторые фотографии на фейсбуке, и мои иностранные друзья немедленно отреагировали, подтвердив, что российские кузнецы самые умелые. Да здравствует старинная русская идентичность!
 
 
 
 
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий