пятница, 8 ноября 2013 г.

Прометей: Чужой живёт в нас

Автор: Анна СОСНОВСКАЯ, психолог, гештальт-терапевт (Санкт-Петербург)
http://www.vjiletky.ru/index.php/kinoshnaya-psikhologiya-psikholog-smotrit-film

Фильм  Ридли Скота «Прометей» - это вариация  на тему, которую режиссер пронес по жизни, как нам представляется.
 Больше 33 лет назад он создал ужасный ужас – хорор «Чужой».  Далее помню Чужой 1, 2, Чужие и прочее. Из этой серии запомнился липкий вязкий и какой-то слишком живой женский кошмар, с одной стороны, отсылающий  ассоциациями к родам, с другой, - к теме одиночества, покинутости, страха нечеловеческого насилия.
Смертоносная форма жизни зарождается внутри и съедает изнутри человека и его окружение. Неофрейдисты толкуют  этого червя, как того, кто сидит в нас, о котором  мы знаем, и которого как-то контролируем, но он всегда может разбушеваться, заявить о себе дурным голосом, бредом, галлюцинациями, паниками. Если господин Скотт пронес этот фантазм по жизни, - то  возможно, это была навязчивая идея, голос того чужого в нем, который рвался заявить о себе. Обратите внимание, что все «чужие» как-то связаны со ртом. В фильме «Прометей» окончательно завладевают противником черви через рот.  И потом, через некоторое время, вернувшиеся  мутировавшие герои звучат совсем иначе. Это говорит нам, что липкое, вязкое, слизкое, щупальцеобразное… - это образ непознаваемой реальности ( что в неопсихоанализе зовется «Реальное»), которая живет и высказывается через нас.
Ученые в «Прометее» надеются на то, что люди во Вселенной не одни,  и к  тому же были созданы инопланетянами, добрыми и хорошими. Первые кадры показывают такого инопланетянина, который, как мне показалось, сводит счеты с жизнью, принимая яд и растворяясь (в конце становится понятным, что он, инфицированный,  не хотел заражать других). 
Красавец -робот Дэвид (затмевающий всех Майкл Фассбендер) подмешивает исследователю-экспериментатору биологический материал в спиртное. Это выглядит как месть создателю, месть отцу. Далее в фильме он говорит: «все хотят, чтобы родители умерли». Вспоминается фильм «Опасный метод» об отношениях двух основоположников психоанализа, З.Фрейда и К.-Г.Юнга (Майкл Фассбендер) и их русской пациенткой С.Шпильрейн; где Юнг пошел против своего идейного отца.
Тема смерти звучит главным лейтмотивом фильма: престарелый гений (Гай Пирс) придумывает все – бессмертного робота, который выучил инопланетный язык, мощный и совершенный  корабль, обучает дочь (Шарлиз Терон) – все для того, чтобы долететь до создателей, чтобы они его «пожалели» и дали бессмертие. Так или иначе, разные герои высказываются о смерти, по-разному ведут себя, встречая ее. 
Главная героиня Элизабет Шоу (Нуми Рапас, героиня «Девушки с татуировкой дракона)  имеет, по словам робота, мощный инстинкт к жизни.  Она чувствительная (плачет после реплики своего парня, что, мол, любой может создать жизнь, умаляющей роль женщины), она – религиозная (требует свой крестик, отобранный для дезинфекции,  обратно в невообразимо опасных условиях), она – великодушная (не мстит роботу за его «проступки» - отравил друга, хотел ее погубить, оставив в ней инопланетный плод)., она смелая и ищущая (делает себе кесарево; не возвращается на землю, а летит дальше искать инопланетных  родителей). В действительности, инопланетяне –родители были хорошими, но в них поселились Чужие.  Такая концовка дает надежду на продолжение этого красивого, впечатляющего,  волнующего, хотя немного схематичного, но эффектного и талантливого фильма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий